Сегодня в немецком городе Мюнстере президент Эгилс Левитс принял участие в церемонии вручения престижной Вестфальской премии мира, куда он был приглашен выступить с речью, так называемой Laudatio, перед лауреатами, – бывшим премьер-министром Греции Алексисом Ципрасом и президентом Северной Македонии Зораном Заевым за вклад в заключение Преспанского договора 12 июня 2018 года, благодаря которому были прекращены затянувшиеся разногласия между соседними странами Грецией и Северной Македонией.
В центре разногласий было название Республики Северной Македонии, и спор корнями уходил в историю региона и идентичность проживающих в нем народов. Преспанский договор поднял конфликт на другой уровень, взглянув на различные взгляды на название государства и его историю с новой точки зрения, что дало возможность народам Греции и Северной Македонии дружески сосуществовать. Договор подготовил вступление Северной Македонии в НАТО и в перспективе – в Европейский союз.
После вступления Северной Македонии в НАТО пришло время поставить на свое место последнюю частицу пазла, а именно, внести окончательную ясность о будущем Западных Балкан в Европе. Эта задача будет проверкой на доверие для Европейского союза. Я хочу выразить пожелание, чтобы Преспанский договор служил примером и стимулом при выполнении этой большой задачи», - подчеркнул Э. Левитс.
Речь президента Эгилса Левитса на церемонии вручения Вестфальской премии мира в Мюнстере, Германия
I
Уважаемые лауреаты!
Дамы и господа!
Федеративная Республика Германии, город Мюнстер и Общество развития экономики Вестфалия-Липе приняли решение за короткое время дважды удостоить Латвию большой чести. Во-первых, в 2018 году вручив моей стране Латвии вместе с двумя соседними Балтийскими странами Эстонии и Литве Вестфальскую премию мира. Во второй раз вы доверили честь и ответственность главе Латвийского государства выступить с речью перед президентом Республики Северной Македонии Зораном Заевым, а также бывшим премьер-министром Греции Алексисом Ципрасом, которые сегодня получают Вестфальскую премию мира.
II
Мне также очень приятно снова быть в Мюнстере. 49 лет назад, будучи в то время 17-летним молодым человеком, чья семья попала из оккупированной СССР родины в Германию, я здесь, в Мюнстерской латышской гимназии, получил диплом выпускника немецкой гимназии. Еще через десять лет я в качестве учителя преподавал в Латышской гимназии политику и историю. Исторический и одновременно молодой университетский город Мюнстер с Латышским центром и Латышской гимназией в то время был для латышей в изгнании своего рода столицей Латвии.
III
Мюнстер - многообразный город, и он предлагает высокое качество жизни. Но исторически это прежде всего город Вестфальского мира. Сегодня мы здесь, в Мюнстере, чествуем двух государственных мужей Европы. Их большим достижением является заключение Преспанского договора 12 июня 2018 года, благодаря которому были прекращены затянувшиеся разногласия между соседними странами Грецией и Северной Македонией. В центре разногласий было название Республики Северной Македонии, и спор корнями уходил в историю региона и идентичность проживающих в нем народов. Преспанский договор поднял конфликт на другой уровень, взглянув на различные взгляды на название государства и его историю с новой точки зрения, что дало возможность народам Греции и Северной Македонии дружески сосуществовать. Договор подготовил вступление Северной Македонии в НАТО и в перспективе – в Европейский союз.
Где еще найти более подходящее место для того, чтобы чествовать двух государственных мужей, которые заложили стабильные и долгосрочные договорные основы для хороших отношений двух соседних стран, чем в Мюнстере и этом зале, где 373 года назад был заключен Вестфальский мирный договор? В то время Вестфальский мирный договор завершил Тридцатилетнюю войну в Германии и Восьмидесятилетнюю войну за независимость в Нидерландах. Война тянулась в течение жизни нескольких поколений и разрушила большую часть Европы. Главным в Вестфальском мирном договоре было то, что был создан новый международный порядок в Европе. Новый порядок, основанный на равенстве суверенных стран. Как юрист, я могу сказать, что таким образом была заложена надежная основа для новой эпохи международного права и государственного права – эпохи современного государства, суверенного национального государства.
Вестфальский мирный договор учредил новый мировой порядок. Хотя сейчас границы находятся в другом месте, но без Вестфальского мирного договора невозможно представить Европу и ее политическую карту. Вестфальский мирный договор определил новый способ взаимодействия государств друг с другом. Мы все еще получаем пользу благодаря этому новому типу отношений, то есть международно-правовому суверенитету и равенству всех стран.
Эти впервые установленные в Вестфальском мирном договоре 1648 года принципы по-прежнему лежат в основе международного мирного порядка. Эти же принципы также являются основой Устава ООН 1945 года.
Хотя сегодня, почти четыре столетия спустя, значение суверенной страны как на локальном, так и международном уровне существенно изменилось, в Европе суверенные национальные государства, которые дополняют и совершенствуют Европейский союз и другие транснациональные образования, остаются в фокусе каждой нации, и именно они являются место и ядром проявления демократии.
Предполагается, что политики и военачальники, участвовавшие тогда в переговорах, не осознавали каковы будут последствия их решений на протяжении многих веков. Но они ощутили усталость всех вовлеченных в войну сторон, потому что война ни одной стороне не могла принести удовлетворительного результата.
Они были готовы отказаться от своих интересов, отчасти даже в ущерб себе. Но новый мир, после нескольких десятилетий разрухи и войны, казался лучше и предпочтительнее.
Существуют хорошие компромиссы и плохие компромиссы. У хорошего компромисса в конце нет проигравших, только победители. При установлении нового, более высокого порядка прежние конфликты интересов исчезают, открывая дорогу плодотворному сотрудничеству бывших противников. Вестфальский мирный договор 1648 года в историческом плане был хорошим компромиссом, благодаря которому еще столетиями мы получаем пользу.
IV
Если в случае Вестфальского мирного договора было необходимо устранить разногласия в борьбе за политическую власть, экономические и военные интересы, то в случае Преспанского договора конфликт интересов заключался в другом. На переднем плане были разные видения истории и настоящего, сформировавшихся в силу культурных различий. В некоторой степени уравновешивать политику власти легче, чем уравновешивать различные мнения об истории и мире в целом. Когда различается мировоззрение, то дело намного сложнее, потому что разные взгляды трудно сравнить. Так сказать, не хватает общей «валюты».
V
Haм следовало бы всегда понимать, что наше мировоззрение, сформировавшееся под влиянием истории и настоящего, может отличаться от видения наших соседей. Это распространяется как на отдельного человека, так и на целые нации. Каждый человек в силу своего происхождения, воспитания и опыта воспринимает мир иным способом. Это становится уникальностью любого человека. Но и исторический опыт нации тоже отличается. Например, у нас, латышей, существует другое видение исторических событий и развития, чем у принимающей стороны, немцев.
VI
Именно таким был путь, который вы, дорогие лауреаты, проделали, чтобы заключить Преспанский договор. То, что объединяет ваши страны, вы оценили выше разделяющих вас разногласий. Результат — справедливый, хороший компромисс. Самый высокий уровень, к которому вы совместно пришли, – это европейский уровень. Обе страны, которые вы представляете, являются странами Европы. Европейские страны – это не только географическое или политическое понятие. И это не только страны-участницы Европейского союза. Это все демократические страны в Европе, объединенные историческими и культурными связями, а также желанием вместе создавать будущее в этом регионе нашего мира.
Вы, дорогие лауреаты, заключив Преспанский договор, не только подписали юридический документ, но и нашли по-настоящему европейское решение проблеме, которая мешала двум вашим странам и всему региону. Путь к этому решению был долгим и тернистым.
В 1995 году, при подписании временного договора, подписавших его еще называли «представителями одной стороны» и «представителями другой стороны», уклоняясь от упоминания названия стран в тексте. Теперь, через двадцать шесть лет, когда вы заключили этот исторический договор, позвольте мне называть вас по именам, Алексис и Зоран, и больше не «представитель одной стороны» и «представитель другой стороны».
VII
Третьим лейтмотивом договора является Европа. Европа как совместное политическое, экономическое и культурное пространство, в котором наши государства и нации живут мирно и полнокровно, вместе создавая свое будущее. Несомненно, договор имеет фундаментальное значение для обеих стран, которые являются его участниками – Греции и Северной Македонии. Однако этот договор имеет также положительное влияние на все европейские нации, в том числе на мою родную Латвию, потому что благодаря нему иссяк источник мучительно долгих разногласий, которые существовали в отношениях двух стран нашего континента, отрицательно влияя на политическую и экономическую ситуацию, а также безопасность нашего региона.
Преспанский договор дал зеленый свет для вступления Северной Македонии в НАТО через два года. Таким образом укрепляется самый успешный оборонный альянс всех времен, а вместе с тем и наша европейская безопасность.
После вступления Северной Македонии в НАТО пришло время поставить на свое место последнюю частицу пазла, а именно, внести окончательную ясность о будущем Западных Балкан в Европе. Эта задача будет проверкой на доверие для Европейского союза. Я хочу выразить пожелание, чтобы Преспанский договор служил примером и стимулом при выполнении этой большой задачи.
VIII
Дорогой Алексис, дорогой Зоран!
Вы в процессе диалога и духе щедрости договорились о решении, от которого получают выгоду все. Это ваше большое достижение на благо своих стран и всей Европы. Вы основывались на объективных критериях и вели переговоры о главном. Вы стремились к результатам, которые соответствовали бы стандартам, и добились этого. Вы вместе аргументировали и были открыты для аргументов противоположной стороны. Вы руководствовались разумом, а не необдуманным давлением. Именно такими должны быть принципиальные переговоры. Таким образом, вы показали пример, у которого будут последователи на Балканах и шире.
IX
Уважаемые лауреаты, уважаемый господин президент, дамы и господа!
Здесь, в Мюнстере, 373 года назад был основан новый порядок международного права, основанный на суверенитете и равенстве всех стран. Эти принципы, которые записаны и в Уставе ООН, по-прежнему имеют силу. Они создают фундамент мира во всем мире. Однако мы осознаем, что многие проблемы, с которыми мы сталкиваемся в 21-м веке, а также вызовы ближайшего будущего, больше не останавливаются на границах государств.
В заключение я хочу напомнить вам слова Кофи Анана, которые он произнес, получая здесь, в Мюнстере, награду. Он тогда сказал, что национальный суверенитет «больше не является только привилегией государств, но и ответственностью за улучшение жизни своего народа». В конце концов, для процветания нации и всего международного общества решающим является то, как мы используем суверенитет своих стран.
Вы, господин Алексис Ципрас и господин Зоран Заев, представляя свои суверенные страны, создали устойчивую основу для хороших добрососедских отношений между вашими странами, выполнив таким образом отличную работу. За это вы награждаетесь Вестфальской премией мира.
Благодарю!